Перейти к основному содержимому

Обзор Fostex T60RP — знакомство с изодинамикой

·6 минут·
Обзор Гаджеты Аудио
Игорь Santry
Автор
Игорь Santry
Научный коммуникатор, техноредактор, журналист.

Основанная в 1973 году, сегодня компания Fostex, пожалуй, производит все связанное со звуком, от домашней акустики и до звукозаписывающего оборудования. Компания сделала себе имя на профессиональном оборудовании, но это не значит, что ее продукцией пользуются лишь избранные. Fostex T60RP сможет оценить каждый, но для этого понадобится небольшая подготовка.

Упаковка
#

Коробка с Fostex T60RP строгая и минималистичная, она никак не готовит вас к тому, что хранится внутри.

Основные технические характеристики
#

  • Тип излучателя: изодинамический;
  • Материал чашек: красное дерево;
  • Амбушюры: искусственная кожа, сменные;
  • Диапазон частот: 15 Гц - 35 кГц;
  • Чувствительность: 92 дБ;
  • Импеданс: 50 Ом;
  • Максимальная входная мощность: 3000 мВт;
  • Кабель: съемный, 1,4 м;
  • Штекер: позолоченный, из бескислородной меди, 3.5 мм;
  • Масса: 380 г.

Внешний вид и комплектация
#

В дизайне этих наушников органично сочетаются кожаные амбушюры, металлический каркас и чашки из махагони — африканского красного дерева. Конструкцией Fostex T60RP напоминают мне авиационные гарнитуры, что можно увидеть у военных летчиков, но эти наушники нельзя назвать утилитарными. Напротив, натуральное дерево с его естественной фактурой подчеркивает, что в твоих руках штучный товар.

Качество сборки здесь на высоте. Детали подогнаны друг к другу, как влитые. Конструкция прочная и надежная. Все, к чему я могу придраться, это неаккуратный облой на паре пластиковых деталей оголовья, да и тот не бросается в глаза.

А вот комплектация у Fostex T60RP небогатая: инструкция, фирменная наклейка, тканевый чехол-мешок 3,5 мм кабель с переходником 6,3 мм.

Технологии
#

В Fostex T60RP используется не обычная компрессионная динамическая головка с круглым диффузором, а более изощренный магнитно-планарный или изодинамический излучатель, где за генерацию звуковых волн отвечает тонкая плоская полимерная диафрагма с медным покрытием. Магнит воздействует на нее напрямую и равномернее чем на традиционный диффузор.

Считается, что планарные динамики звучат чище, так как колебания их мембраны проще контролировать, но так ли это, зависит от реализации конкретной акустической системы. О том, как Fostex T60RP демонстрируют преимущества планарной технологии, расскажу чуть позже.

Вторая заметная особенность конструкции этих наушников, — отверстия для доступа воздуха проделанные в чашках.

Fostex T60RP имеют полузакрытый тип акустического оформления — это компромисс между воздушным, просторным звучанием открытых наушников и пассивной шумоизоляцией, которую обеспечивают закрытые модели.

Не могу сказать, что во время тестов мне мешали посторонние звуки. Музыка их с легкостью заглушала. Однако, это работает и в обратную сторону. На высоких уровнях громкости Fostex T60RP слышны окружающим. Если вы занимаетесь звукозаписью или просто работаете в опенспейсе, это стоит иметь в виду.

Эргономика и подключение
#

Несмотря на кажущуюся массивность, Fostex T60RP вовсе не тяжелые (всего 380 грамм) и удобные наушники. Глубина посадки регулируется при помощи простого, но надежного механизма. Двойное оголовье гибкое и должно подойти любому пользователю. Амбушюры глубокие и не давят на ухо.

Сила прижима здесь небольшая, так что в Fostex T60RP вполне комфортно даже спустя несколько часов ношения. Но наушники будут сползать, если вы привыкли покачивать головой в такт музыке.

Немногие эргономические недостатки этой модели обусловлены жестким кабелем. Он запоминает форму и обладает микрофонным эффектом, но, к счастью, его не сложно заменить..

На левой чашке наушников расположен четырехконтактный 3,5 мм TRRS разъем, к которому подходят и 3,5 мм и 2,5 мм — штекеры. На официальном сайте производителя продаются и обычные фирменные и балансные кабели с разъемами 3,5 мм, 4pin XLR и 2,5 мм.

Звучание
#

С таким набором кабелей Fostex T60RP подключаются практически к чему угодно, но из-за высокого сопротивления (50 Ом), эти наушники раскрываются далеко не с каждым источником звука.

Смартфон и Hi-Res плеер
#

OnePlus 3t способен извлечь из Fostex T60RP музыку, но даже если выставить в настройках смартфона максимальную громкость, наушники будут играть тихо и невыразительно. Не поможет ни программное усиление из инструментария ViPER4Android, ни какие-либо звуковые «улучшатели» от других разработчиков.

Sony NWZ-A15 справляется немногим лучше. Наушники на 50 Ом близки к пределу возможностей этого плеера, но тут уже есть небольшой запас громкости и намек на богатое и интересное звучание. Однако, чтобы раскачать Fostex T60RP необходим более серьезный источник звука.

Кстати, эти наушники требовательны не только к источнику, но и к качеству записи. Я бы не советовал слушать в них музыку, записанную за пределами студий. По той же причине Fostex T60RP подходят для профессиональной работы со звуком, ведь если искажения хорошо слышны — гораздо проще их устранить.

Стационарный усилитель
#

Для полноценного тестирования T60RP я использовал усилитель Fostex HP-A4BL с оптическим подключением, комплектный провод, балансный провод с переходником на 4pin XLR и, конечно, обширную коллекцию музыкальных записей в Lossless-форматах.

Главное, чем удивляют Fostex T60RP с первых же нот — точность, детальность и воздушность воспроизведения. Кажется, что, проектируя звуковую сцену, создатели этих наушников в первую очередь ориентировались на то, чтобы сделать ее просторнее, объемнее. Речь не об ощущении расстояния, а разборчивости и разделении инструментов. Если слушать при помощи Fostex T60RP симфонический оркестр, вы, возможно, не отличите третью скрипку в первом ряду от четвертой, но будете четко представлять, расположение скрипачей относительно других музыкантов и сможете услышать их вне зависимости от того, как много других инструментов присоединилось к партии. При этом звук не приукрашенный, естественный, что характерно для профессионального оборудования.

Наушники хорошо отрабатывают и суббас и переходный мидбас. Они быстрые и не отстают от ритма, отлично показывают себя, даже если речь идет о соло на ударных.

Средние частоты богатые: фортепиано, струнные, синтезаторы и барабаны — все они звучат насыщенно и энергично, но вокал несколько теряется на их фоне. В сочетании с широкой сценой этот эффект отнимает ощущение камерности, интимности у некоторых песен.

Что касается высоких частот, то они так же хорошо разделены и звучат очень эстетично в большинстве композиций, но у них есть одна неприятная особенность, обнаружившаяся случайно.

Впечатления от музыки
#

Тестирование я начал с поп-музыки и сразу отметил просторность музыкальной сцены. У Leona Lewis в конце второй минуты Naked, есть момент, когда по нарастающей вступают ударные. У меня было полное ощущение того, что барабаны появились где-то в комнате у меня за спиной. Этого эффекта попросту нет в наушниках с обычными излучателями. Это тот случай, когда фраза «привычные композиции зазвучат по-новому» — вовсе не маркетинговый слоган.

Вместе с тем, именно у Lewis я заметил то, что сначала не смог описать словами — некое едва заметное изменение в голосе исполнительницы. Чтобы подтвердить подозрения, я переключился на джаз.

Пяток композиций Postmodern Jukebox и я добрался до Nicole Atkins – Heroes и, наконец, понял, в чем дело.

Голос солистки стал резче и растерял большую часть шарма. Оказалось, что Fostex T60RP подчеркивают сибилянты и, стоит поднять громкость, делают высокие ноты в вокале неестественно пронзительными. От этого впечатление от великолепного бархатистого голоса, которым обычно хочется наслаждаться, заметно испортилось.

Наушникам с масштабной сценой лучше всего подходят масштабные композиции. Если вам нравится вслушиваться в детали, например, в пауэр-метал или электронике, Fostex T60RP принесут много удовольствия.

Особенно мне запомнилось то, как обогатилось звучание Sabaton. Многоголосие в The Future Of Warfare звучит, как на концерте: многослойно, разборчиво и подробно, в то время как в большинстве акустических систем этот звуковой фронт сливается в единый поток.

В итоге
#

Чтобы раскрыть потенциал T60RP необходим мощный усилитель, но оно того стоит. Выпустив эти наушники, Fostex оправдала высокую репутацию. Благодаря изодинамическим излучателям они имеют необычный для неискушенного слушателя характер звучания и способны передавать малейшие музыкальные нюансы. Хотя вокал и звучит в T60RP немного неестественно, эти наушники великолепно подходят для сложной, многокомпонентной, насыщенной музыки, такой, как оркестровая классика, пауэр-метал или электроника.

Если вы считаете аудиофилов странными, послушайте Fostex T60RP в демонстрационной зоне магазина. Только предупреждаю, после вы можете случайно присоединиться к клубу и внезапно обнаружить у себя дома ворох проводов из бескислородной меди, пару усилителей или даже виниловый проигрыватель.