Вы читаете:

Можно ли верить обзорам гаджетов? — Игорь Santry

3 min read

Поделиться:

Я уж лет пять пишу об электронике и наблюдаю, как снимаются ролики для youtube, и открою вам тайну — объективные обзоры потребительской электроники редки, как снег в июле.

На то есть вполне ясные причины, и дело не в чемоданах денег, которые получают их авторы (о деньгах и том, кому в индустрии они достаются, расскажу как-нибудь в следующий раз).

Во-первых, дело в том, как устроен весь этот процесс. Устройства для обзоров рассылают по редакциям напрямую вендоры или, от их имени, пиар агентства. Хорошо, если это делается до официального анонса, но чаще обзорщики получают устройства ближе к старту продаж и тестируют их в спешке.

Вдумчивый подход не поощряется.

— Бывает так, что тестовых устройств на всю Россию выделили три штуки, и на них выстраивается живая очередь. Журналисты передают какой-нибудь смартфон из рук в руки, из издания в издание.

— Даже если семплов много, с точки зрения просмотров всегда выгоднее поспешить и выпустить обзор первым, даже если в нем полно упущений.

— Наконец, если автор текста не на окладе, его поторапливают голод и желание поскорее получить гонорар.

Вторая причина необъективности обзорщиков — зависимость от вендора.

Если хочешь и дальше получать тестовые устройства и писать новые тексты, ты вынужден поддерживать хорошие отношения с представителями компании-производителя.

Как правило, это означает, что обзор должен быть согласован. На этом этапе уже готовый текст просматривается пиарщиками и начинается:

— ну что вы, система охлаждения этого ноутбука вовсе не шумная;
— а не могли бы вы вместо того, что смартфон обладает низкой производительностью, написать, что сравнительно невысокая производительность позволяет ему дольше работать?
— пометьте, пожалуйста, что мы скоро выпустим обновление, исправляющее этот баг...

На этом этапе формулировки исправляются, острые углы сглаживаются, а недостатки устройства вдруг становятся достоинствами. В той или иной степени экспертное мнение искажается.

Откровенной джинсой обзор от этого не становится, но в целом приобретает более позитивный характер.

Третья причина необъективности обзоров тонкая — психологическая. Впервые я прочитал об этом механизме в "Психологии влияния" Роберта Чалдини.

Даже самый маленький и незначительный подарок бессознательно располагает к вам другого человека. Если я правильно помню, Чалдини приводил пример с благотворительной организацией. Сборщики пожертвований, перед тем как заговорить о благотворительности, стали дарить прохожим по маленькому цветочку. Собираемость и суммы "донатов" тут же возросли.

Этот психологический механизм активно эксплуатируют вендоры, а маркетинговые агентства тратят на него заметную часть своих бюджетов.

Вместе с press kit они рассылают фирменный мерч, порой дарят реакции или блогеру устройства, а для самых заметных медийных персон устраивают пресс-туры. Следующий раз, когда будете смотреть репортаж с какого-нибудь Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе, знайте, что российских гаджет-журналистов привезла пиар-служба какого-то вендора.

После такого ругать его продукцию даже как-то совестно. Самое коварное в этом когнитивном искажении, то, что о его существовании приходится постоянно себе напоминать, и все равно это не помогает.

Закончим тему необъективности обзоров очевидным пунктом. Обзорщик не может экспертом во всем, но гаджеты становятся все более и более функциональными.

Описать общие впечатления от смартфона или, например, ноутбука не сложно, но когда дело доходит до отдельных функций легче легкого что-то упустить.

Например, наиболее слабой частью моих обзоров смартфонов всегда был раздел про камеру. Фотография — целое искусство и по достоинству оценить все параметры камеры от динамического диапазона до светочувствительности — честно говоря с ходу и не продолжу этот список — может только фотограф.

Значительный технический бэкграунд и специальное оборудование нужны, чтобы тестировать экраны, а о звуке в идеале должен говорить человек с соответствующим образованием (я знаю только одного такого.

ensemb
📡 Наука, техника – искусство. Фундаментально и весело. Авторский канал для умного и любознательного зрителя о науке, в частности физике, радиотехнике, искусс...

Из этого следует вывод: обзор должен быть написан целой командой, где каждый - эксперт в своей области, но таких команд — единицы. Их могло бы быть больше, но если честно, объективность никому не интересна. Для редакции она удорожает и затягивает публикацию, а читатели... многие из них уже решили совершить покупку и лишь слепо ищут ей оправдание.

Рекомендованные потоки

Рекомендованные теги

No results.

Searching